Добрый вечер всем любителям покера.

Сегодня у нас в гостях тренер и автор оригинального курса “Как перестать страдать ЙУХней и начать нормально катать” Антон AlienS2 Гончаренко. В интервью мы поговорили о киберспорте, делах минувших, затронем тему будущего покерной индустрии в целом и игроков в частности. А также познакомимся поближе с психологическим курсом автора. Для удобства читателей я разделил интервью на несколько частей, так что каждый прочитает лишь то, что ему интересно.

Киберспорт

Привет, Антон!

Привет, Мурат!

Начнём, пожалуй, с киберспортивной составляющей твоей жизни. Многие не в курсе, но именно ты являешься автором нашумевшего в своё время мувика про LeXeR'a. Расскажи, как так вышло?

Меня очень вдохновила победа Алексея LeXeR’a на QuakeCon 2002 вообще и над Chaoticz’ом в частности. Тогда еще не было прямых трансляций, и мы сидели всем скопом (несколько тысяч человек) в чате mIRC. Когда Алексей проигрывал за 3 минуты с крупным счётом американскому игроку, жирные "поедатели" бургеров в красочных выражениях расписывали свою победу над русскими. Фактически у нас там шла Третья Мировая война. И тут Лёха совершил невероятный comeback. Чат просто взорвался. Это был эпик. Я засел на две недели за компьютер и не вставал из-за него, пока не закончил делать ролик.

Из-за того что не было нормального Интернета, пришлось сильно его сжимать, чтобы была возможность загрузить его. Конечно, я бы хотел переделать там некоторые моменты и исправить пару орфографических ошибок, но видно не судьба. Ниже отрывок ролика:



Получилось здорово. Это один из любимых роликов в Quake 3 комьюнити.

В этом не моя заслуга. Просто Леха выдал великолепную игру. Кстати, он успешно играет в покер и уже давно живёт на Бали.

Когда ты впервые познакомился с компьютерными играми?

Это был конец 80-х. Мать привела меня к себе на работу. Она - инженер-программист. Отец пришёл нас забрать и, конечно же, вместо того, чтобы пойти домой, сразу сел шпилить в адские игры. Я сел за соседний компьютер, и понеслась.

С каким событием или характерной тебе чертой был связан выбор ника, и что он, собственно, значит?

Когда встал вопрос о никнейме, мне было лет…. 13-ть? 14-ть? Решил, что первая буква должна совпадать с первой буквой в имени - “А”. Дальше. Мне нравится серия фильмов про чужих, особенно вторая часть. Так я стал Alien[S2]. S2 - это клан Shock Squadron. Сейчас клана нет, квадратные скобки вне закона, но тег прирос, и я стал AlienS2.



Расскажи о периоде в своей жизни, когда ты профессионально играл и сам организовывал турниры. Ведь ты один из тех, кто стоял у истоков развития такого движения как киберспорт.

Тогда еще такого слова то не было - киберспорт. И даже когда оно появилось, еще несколько лет его нельзя было произносить в приличном обществе. Всё-таки киберспорт – это, в первую очередь, соревнование, а соревнование подразумевает мультиплеер. А где был первый мультиплеер (для меня, по крайней мере)?

На приставках?

Правильно. Dendi - китайские клоны 8-битных приставок Nintendo. Что особенно радовало, так это наличие как кооператива, так и дуэлей. С тех пор для меня игры стали чем-то большим, нежели приятным времяпровождением.

Чем именно?

В игре можно было сразиться против друга. Не с компьютерным алгоритмом, а с живым человеком. В дело вступало не только мастерство, но и психология. И когда появилась первая возможность играть по сети в Doom 2, Duke Nukem 3D, Warcraft 2, Quake - мы не преминули ей воспользоваться. А потом появился StarCraft…


Встреча одноклановцев Shock Squadron в Краснодаре - 2002

Игра сразу покорилась тебе?

Ты знаешь, нет. Дело в том, что мне он поначалу понравился меньше, чем Total Annihilation. StarCraft был слишком мультяшный, да ещё и спрайтовый. Но когда дело дошло до мультиплеера, тут уже сразу стало понятно, с чем мы имеем дело. Это были шахматы в реальном времени. Ко всему прочему, игра была удивительным образом сбалансирована. У каждой расы были уникальные юниты, но очевидного преимущества не имел никто. Ты не мог строить только одних и тех же юнитов и побеждать раз за разом как в Red Alert. Нужно было подстраиваться под стратегию оппонента.

Когда ты впервые стал участвовать в турнирах по StarCraft?

Еще до турниров по StarCraft я не пропускал ничего, что было связано с компьютерными играми. Это были турниры по Doom, Duke Nukem 3D, Quake. А потом появились первые компьютерные клубы, и постепенно у нас сформировалась тусовка геймеров.

Ты играл на battle.net?

Даже не спрашивай. Интернет, а точнее качество связи и цена вопроса - это боль нашего времени (90-е). Сейчас я живу в будущем, где за смешные дeньги у меня 30 м/бит из дырки в стене, к которой подключена коробочка с синими лампочками, которая, в свою очередь, при помощи очень злого колдунства раздаёт Интернет по воздуху. Тогда этого всего не было. Привет, dial-up (welcome to hell): моим первым модемом был юс роботикс cпротстер на 14 400 (парни, это 14 к/бит сек, т.е. 0,014 м/бит), а цена Интернета была просто космической.
Постоянные обрывы связи, лаги, беспросветный ад и непонятное ощущение: не знаешь, чего хочешь сильнее, сдохнуть самому или убить всех людей. Особенный адреналин доставлялся лагами и обрывами при игре в Diablo 2 по battle.net на ХАРДКОРе, где смерть персонажа - это реальная смерть, а не мелкая неприятность.

А что ты скажешь про современные игры? Как ты считаешь, действительно ли раньше было лучше?

А тут вот какое дело. Во-первых, раньше было хардкорнее. Я как-то сел поиграть в игры 80-х - начала 90-х, чтобы, так сказать, порвать их с моим мега скиллом. Оказалось, что они намного жестче и сложнее, чем я думал. Во-вторых, раньше игр не было, а потом они появились. Естественно, это были новые идеи и новые жанры. Сейчас разработчикам трудно предложить что-то новое, поэтому не нужно обвинять их в воровстве и компиляции идей. Боевики, ужасы, комедии и мелодрамы в кино точно так же имеют примерно одинаковое построение сюжета и шаблонные приёмы, но от этого хороший фильм не станет плохим. В-третьих, положа руку на сердце, когда мы были детьми, мы все мечтали об интерактивном кино, где можно было бы выбирать действия персонажа и следить за развитием событий. Современные игры настолько просты и реалистичны, что сравнивать их с играми 80-х и 90-х особого смысла нет. Это новая эпоха. Эпоха интерактивного кино. Иногда, нажимая на нужные кнопки, выбираешь развитие сюжета и смотришь, что будет дальше. Нельзя сравнивать эти две эпохи.

У читателя может сложиться впечатление, что ты только и делал, что играл в компьютерные игры...

Ха! К сожалению/счастью, это совсем не так. Я хорошо учился, катался на коньках, занимался плаванием, большим теннисом, тхэквондо, гулял во дворе, лазил по стройкам, трубам, ходил на дискотеки, пил, курил, пропадал из дома, в общем, как-то совмещал. 

А когда ты начал заниматься организацией киберспортивных турниров?

Да почти сразу, как мы начали серьёзно играть в StarCraft. Главный принцип моей жизни: if you want something done do it yourself. И раз никто не организовывал и не проводил турниры, я сам стал этим заниматься этим. Сначала организовывал и проводил турниры по StarCraft, позднее был региональным организатором World Cyber Games. Пожалуй, мы провели лучший турнир в 2003 году - в ночном клубе. А не так давно я проводил турнир для радио DFM по… барабанная дробь… CS 1.6. Собралось 32 команды. 32 команды, чувак! Это 160 человек одних только игроков. Мы всё провели за один день. И знаешь, чем это отличалось от начала 2000-х? Никто не сказал, что мы - пи#@ры. Удивительно.

Каковы твои достижения в киберспорте?

Мои личные успехи более чем скромные: выиграл несколько локальных турниров по StarCraft, а уже в 2002 году перестал серьёзно тренироваться. Сложно заниматься и организацией, и проведением турниров, и при этом играть самому.



Победа в каком турнире тебе запомнилась больше всего?

Ты не поверишь! Это был турнир по кликанью мышью. Но не на точность, а просто на количество. Кто больше раз кликнет на мышке в минуту! Было важно разложить силы на дистанции. Второе место взял мой лучший друг Shadow[S2], а мой непревзойдённый стиль - паралитик на электрическом стуле - взял первое.

После 2002 года я продолжал по привычке играть - это серьёзная зависимость. Играл в Warcraft 3, и тогда же заметил серьёзный потенциал в одном начинающем игроке (это был Денис PoDoX) и предложил ему вступить в наш замечательный клан [S2], многие члены которого сейчас являются успешными игроками в покер. Естественно, прошло не так много времени, и Денис стал разрывать нам булки и стал одним из лучших игроков в России.


Покер

Раз уж мы заговорили о покере. Хотелось бы узнать о самом главном: как ты попал в покер, и как протекала твоя карьера игрока?

Лучше я сначала расскажу, как я НЕ попал в покер.

Дело в том, что я был в плену своих решений, основанных на неправильном понимании своих собственных желаний. Классический случай: я был под воздействием общественного мнения, что играть в карты на дeньги - плохо. Поэтому еще в первом классе для себя решил, что так делать не буду (ай-ай, какой хороший и правильный).

В результате, в 2003 году, когда я прочитал на одном крупном киберспортивном портале интервью с Тиллерманом, где он рассказывал об онлайн покере, я решил, что не поведусь на этот развод лохов на дeньги. Тогда я слабо представлял, что такое покер, и не интересовался им. Понятно, что если бы я обратил ТОГДА на него внимание, кое-что сложилось бы иначе.

Упущенного времени уже не вернуть. Я окончил университет и пошёл служить в армию. А когда вернулся, узнал, что PoDoX играет в покер. Естественно, я всё сделал неправильно! Сначала 2 месяца играл фрирролы, потом узнал про халявный полтинник и только потом пошёл в гости к Денису посмотреть, что же он там делает на самом деле.

Далее я играл SSS, SnG, впоследствии перешёл на BSS NLH SH, и в 2008 уже играл nl200, но работу я не бросал (был начальником отдела). В это время моей тогда еще теще понадобилась помощь с бизнесом, где у неё была ⅓. Возможность совмещать работу с 06:00 до 22:00 и покер физически было нереально, поэтому пришлось оставить покер.

В конце 2009 года, когда все дела на фирме были улажены и долги закрыты, другие учредители фирмы решили дальше плыть самостоятельно. Короче, нас попытались тупо кинуть. Несмотря на то, что мы судились и этот суд выиграли, фирмы не стало, а дeньги до сих пор мы так и не получили. Тогда же я решил попробовать свои силы в покере: поставил себе срок в 4 месяца. В итоге, у меня всё получилось, и я стал зарабатывать этим на жизнь.



До каких рабочих лимитов успел добраться?

nl400, plo400, очевидно, мой потолок.

Ты играл турниры? Какой занос оставил самое яркое впечатление?

Конечно, как и каждый игрок в покер, я играл турниры. Но не регулярно. Сами по себе заносы не оказали большого влияния на мою жизнь, так как это не были турниры типа Sunday Million. А больше всего запомнился мой первый выигранный турнир, когда я еще играл в сети iPoker. Открыв лобби, я увидел, что регистрация в турнир заканчивается через 7… 6… 5… (о, боже мой, надо спешить!). Начали!

Это оказался турнир по... лимитному холдему, в который я не играл-то никогда.

В итоге, я сумел как-то пролезть на финальный стол, где просто в каждой раздаче стал нажимать raise - raise - raise - raise, так как уже изрядно надоело играть в “эту чушь”. Так я выбил всех игроков, занял первое место и получил массу лестных и позитивных отзывов в чате вроде: “F u moron, stupid fish, die from cancer u mthrfkr” и всё таком духе.

Когда и при каких обстоятельствах ты понял, что ты больше не фиш , а игрок, способный играть в стабильный плюс?

Это был тёплый осенний день, я сидел напротив пруда с бокалом вина и ждал, когда полуобнаженные красотки принесут бдсм атрибутику: девайсы, латексную одежду и смазку, чтобы мы смогли продолжить свои утехи. И в этот момент… о чём ты спросил? Ну как же! Смотри. Каждый фиш не считает себя фишом. Никто не садится играть в покер с мыслью, что он не умеет играть. Конечно же, я сразу решил, что смогу зарабатывать этим на жизнь, и что я суперстар. Это только спустя годы пришло правильное понимание многих вещей и конструктивное отношение к покеру.

Как твои друзья и родители относились к такому необычному увлечению, которое отнимает не только время, но и дeньги?

Почти никто об этом не знал, а тот ограниченный круг посвящённых относился с одобрением. Я сразу продумал этот момент и не стал светить источники своих доходов, привлекать излишнее внимание и пересуды за спиной.

Я знаю, что сейчас ты не являешься активным игроком, какой фактор заставил тебя остановиться?

Наверное, я никогда не испытывал к покеру особо теплых чувств и начал серьёзно в него играть банально из-за дeнeг. Никакого удовлетворения от того, что я занимаюсь именно покером, я не испытывал и всегда искал возможность заняться чем-то другим. Мне с самого начала было ясно, что это не то дело, которому я могу посвятить всю свою жизнь, но продолжал играть, потому что ничего даже близко сравнимого по доходам в краткосрочной перспективе не наблюдалось.

В конце 2012 года я познакомился с даунстриком длиной почти в 3 месяца, на столах plo HU. А так как я использую очень консервативный банкролл менеджмент, то в определенный момент остановился и взял паузу. Отдохнул, поиграл турниры, съездил на RPT (отыграл ужасно, был сам на себя не похож), позвонил нескольким друзьям, и этой весной мы запустили один совместный проект в Китае. Вот им, собственно, я сейчас и занимаюсь, а также психологией. Тогда же принял решение больше никогда не играть в покер серьёзно. 

Психология


Как психолог, согласен ли ты с тем, что любой человек может научиться успешно играть в покер?

Смотря, что взять за меру успеха. Если мы говорим про плюсовую игру на средних лимитах или сверх-плюсовую на низких в онлайне, то… нет. Некоторые игроки обращаются ко мне с проблемами и слышат от меня совет - не заниматься покером. Это чувствуешь буквально через пару минут общения. И с этим ничего нельзя сделать. Поэтому мой ответ нет, не каждый может этому научиться.

Как ты считаешь, какую самую грубую ошибку допускают начинающие игроки, которая впоследствии не даёт им развиваться?

Классическая ошибка - отсутствие правильного подхода к обучению и, зачастую, его почти полное отсутствие.

Дело в том, что покер - это одна из тех редких областей деятельности, в которой нет прямой зависимости между правильным действием и результатом. Соответственно, отсутствует возможность в полной мере обучаться в процессе игры. Начинающие игроки подходят к покеру как к обычному ремеслу и уделяют массу времени практике, приобретая неверные привычки, нелепые заблуждения и стереотипы поведения.

Когда же они возвращаются к теории, им кажется, что базой они неплохо владеют и начинают искать какие-то сакральные знания в очередных обучающих видео. Хотя на самом деле они не владеют элементарными навыками подсчёта пот-оддсов, не способны подсчитать имплайды, да и вообще, практически не владеют покерной математикой, хотя она достаточно проста.

Кроме того, начиная свой покерный путь, они не представляют, через что им предстоит пройти. Почти каждый из них попадает в классическую психологическую ловушку. Представь, идёт война, подразделение собирается в атаку. Все прекрасно понимают, что кто-то не вернётся из боя, но при этом каждый в глубине души надеется, что избежит смерти. В покере то же самое: все знают про чудовищную дисперсию и неизбежность стриков, но каждый надеется, что именно с ним этого не произойдёт. А когда случается (а это обязательно случается), начинаются психологические проблемы.

Но нет, друг, никто не будет слушать твои рассказы про бедбиты и невезение, про неудачу и несправедливость, про гсч и вселенское зло - это всё только твои проблемы. Ты знал, на что шёл. Тебя предупреждали. Ты не послушал. Чего же теперь ты жалуешься?

Если бы ты мог посоветовать одну книгу по стратегии покера и одну по психологии, что бы ты выбрал для наших читателей и почему?

По игре - Балугу “Easy game”, это как ветхий завет. По психологии не посоветовал бы ничего, но лучше почитать Тендлера, чем вообще не заниматься своими психологическими проблемами. Выбор книги по психологии во многом зависит от проблемы, которую вы хотите решить. Но здесь важно уберечь себя от поп-психологии, а также всяческого шарлатанства.

Как по твоему мнению лучше всего справляться с чередой поражений, кроме разбора своей игры, конечно же?

Смотря, чем она вызвана. Если мы сейчас говорим о даунстрике, то когда ты уже находишься в нём, тебе не могут помочь никакие психологические приёмы. Да, ты можешь немного облегчить своё состояние, но не более. К таким вещам нужно готовиться заранее, изменять свои внутренние установки, готовить стратегии поведения. Когда ты заранее знаешь, что делать и как думать, ты готов встретить врага во всеоружии. Так что лучший совет - готовиться к даунстрикам заранее. Если же речь о плохой игре и проигрыше дeнeг, то здесь всё и так очевидно - надо учиться играть.

О курсе

Не так давно открыл довольно успешный психологический курс для покеристов. Когда и как ты пришёл к тому, что можешь помочь другим игрокам в психологическом плане?

Я недавно отвечал на подобный вопрос в комментариях к одной из моих статей:

1. В 2010 году я преподавал 6max NLH для парней с nl10-nl50. Очень быстро я понял, что проблемы большинства из них лежат не столько в области игрового мастерства, сколько в игровых и около-игровых психологических аспектах.

Для работы над этими аспектами я выделил отдельный теоретический курс по психологии, где за несколько занятий давал знания по указанным проблемам и предлагал пути решения.

Но эффективность такого способа тренировок была по моим оценкам не выше 20-25%. Многим нравилось, было интересно и понятно, но в жизнь претворялась лишь малая часть полученных знаний.

Меня такой поворот событий не устраивал. Поэтому курс был перестроен на практику.

Сейчас эффективность курса гораздо выше. Лишь 2 человека из 18 не оправдали моих надежд и не справились.

2. Несколько лет назад у меня была депрессия (F32.1 по МКБ-10, хотя я бы оценил состояние скорее как тяжелое, а не как умеренное). Я с ней успешно справился: антидепрессанты + самостоятельная психотерапия. В процессе работы над собой серьёзно увлёкся психологией (научной, а не поп-психологией). За это время я испробовал на себе большое количество разнообразных практик и методов психотерапии. Я учился тогда и продолжаю учиться сейчас. Поэтому проблемы игроков мне близки и понятны, я чувствую их состояние и к каждому подбираю соответствующий подход. У меня нет привязанности к какой-то конкретной школе психотерапии, хоть и есть определенные предпочтения. Поэтому если что-то не получается - подбираю другой метод.

По каким критериям отбираются ученики, и есть ли в этом плане какие-то ограничения?

Конечно, есть. Всех я не беру.

Во-первых, есть категория игроков, которым я не рекомендую играть в покер. Вообще. Это моё личное мнение, основанное на многолетнем опыте общения с несколькими сотнями игроков.

Во-вторых, это те, кто пришёл на курс, потому что им интересно. Они хотят попробовать что-то новое, при этом они сами не знают, чего хотят и зачем пришли на курс. Такие ученики не любят выполнять домашние задания, у них находятся любые отговорки, чтобы не делать работу и остаться в том состоянии, в котором они были изначально. 

Я, в свою очередь, беру тех, кто уже осознал свои проблемы, готов работать и у кого есть перспектива успешно играть и зарабатывать.

О будущем

Планируешь ли в дальнейшем развивать свой курс и превратить его во что-то более масштабное?

Курс постоянно развивается, можно сказать, эволюционирует. Я постоянно вношу в него изменения, что-то убираю, что-то добавляю. Если говорить о других похожих проектах, то есть интересная задумка сделать тренировочную “базу”, буткемп для игроков в покер.

В Краснодаре довольна сильная покерная тусовка, это помогает, или живому общению ты предпочитаешь популярные форумы?

Ничто не заменит живое общение. Но сейчас уже нет “тусовки”. Условия изменились, нет былой романтики. А форумы я не посещаю, нет ни интереса, ни необходимости, ни времени. Для меня время покера прошло. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на что-то одно.

Будь у тебя такая возможность, какие бы изменения ты бы внёс в покер?

Рецепт покерного рая прост:

- Вернуть всех игроков в один пул.

- Оставить только один рум.

- Снизить рейк и убрать рейкбек.

- Включить покер в список Олимпийских видов спорта.

- Научить агентов Массад выслеживать и казнить всех разработчиков ботов!

Каким ты видишь будущее покера?

У покера нет никаких проблем. С ним всё будет хорошо. А вот у тех, кто пытается им зарабатывать, будут всё новые и новые проблемы. Что мы из года в год наблюдаем в онлайн покере? Постоянный рост конкуренции среди игроков, с одной стороны, и между покер-румами, с другой. 

Кроме того, эти две группы конкурируют между собой. Покер-румы не хотят терять дeньги и рассматривают регуляров как неизбежное зло, с которым, однако, можно бороться. В первую очередь, за счёт перераспределения доходов в пользу румов. Для этого используются всё более изощрённые схемы. Тему “подкрутки” я не собираюсь обсуждать, но такие замечательные изобретения как система распределения рейка essence в онгейм или разделение пулов и комиссия за вывод на пати - это только первые ласточки большой игры за дeньги регуляров.

Так же не стоит забывать об интересах сильных мира сего, которые обратили внимание на покер и стали запускать туда свои щупальца. В результате, от рынка были отделены почти все сладкие “резервации”, внутри которых был тут же поднят рейк. Самый крупный ареал обитания фишей был вообще вычеркнут на очень долгое время с карты онлайн покера. Сейчас там формируется очередная резервация.

Мелкие покер-румы не выдержали конкуренции. Заканчивается процесс переделки и стабилизации рынка, укрепления и централизации. С одной стороны, это повышает надёжность системы и доверие к игре в онлайне, а с другой - уменьшается конкуренция. Что в конечном итоге приведёт к перегибам в политике румов по отношению к регулярам.

Несколько слов о конкуренции и об усилении полей. 

Покер только недавно стал отходить от любительской модели развития. Требования к игрокам будут продолжать расти, а их ожидаемая прибыль - падать. Однако, такого бурного роста игрового мастерства, как за 2009 - 2012 годы, уже не будет. Так что при правильном (профессиональном) подходе здесь можно будет зарабатывать дeньги еще много лет.

А вот любительское отношение к покеру уже полностью себя исчерпало. Сейчас уже недостаточно просто смотреть видео, читать форум и разбирать раздачи. Как и нельзя прогрессировать в игре, просто играя в покер. Те, кто смог перевести свой режим игры и обучение хотя бы на полупрофессиональные рельсы, ещё в строю. Дальше будет только сложнее.

Больше всего проблем на этом рынке игрокам стоит ждать от мошенников. С одной стороны, это взломы аккаунтов, с другой - боты. И если от первой проблемы еще можно застраховаться, то боты рано или поздно убьют онлайн. Пока что радует недоступность необходимых вычислительных мощностей и высокий уровень вложений в разработку плюсовых ботов. Но прогресс не стоит на месте, а в ботоводство приходит всё больше как профессионалов, так и дeнeг.

Что бы ты мог посоветовать новичкам, только начинающим свой путь в покере?

Не начинать. Серьёзно. Не обманывать себя. Не бросаться в омут с головой, а хорошо всё обдумать. Покер - это красивая сказка, но нужно быть идиотом, чтобы поверить в неё.

Спасибо тебе за интервью и удачи в развитии курса!