Хорошая память является одним из столпов покерного успеха, ведь фактически на ней строится вся когнитивная работа игрока в раздачах. Помнить комбинации и вероятности, ренджи и бет-сайзинг для конкретных ситуаций, сопоставлять происходящее с полученными ранее знаниями — всё это задействует память.
В этой статье совместного проекта Покерофф и ПокерОК мы ответим на ключевые вопросы, касающиеся памяти покеристов: каким образом она работает, можно ли её улучшить и почему ей не всегда можно доверять.
Виды памяти и их особенности
В зависимости от направления науки существует несколько классификаций видов памяти.
Каждая классификация опирается на описание памяти через призму конкретного критерия — осознанность, сенсорное вовлечение, содержание, длительность хранения, использование сознанием и так далее.
Например, по содержанию выделяют 7 видов памяти:
- Образная память — набор ассоциативных связок между звуками, запахами, вкусами и образами (внешний вид, звучание и запах предметов, живых существ, растительности и так далее). К этому типу относится также фотографическая память — детальное и точное запоминание и воспроизведение чего-то увиденного.
- Процедурная память — мышечная и моторная память, которая фиксирует повторяющиеся действия (ходьба, бег, письмо, печать и так далее) и помогает совершать их с минимальным стрессом и без лишних энергетических затрат.
- Словесно-логическая память — совокупность воспоминаний о значениях и смыслах слов и словесных конструкций, их правильной последовательности и уместности использования (порядок слов в предложении, значение устойчивых выражений, логическая связность речи и так далее).
- Сенсорная память — непосредственные воспоминания о полученном тактильном, вкусовом, ароматическом и ином опыте ощущений (касания рук, вкус кофе, запах розы и так далее).
- Эмоциональная память — запоминание эмоций, чувств, переживаний и аналогичных реакций на определённые события (страх при виде паука, раздражение при упоминании имени неприятного человека и так далее).
- Социальная память — также называется исторической или коллективной — обобщённый полученный опыт поколений одной социальной группы. Это один из самых сложных видов памяти, поскольку включает в себя сжатый пересказ фактов и образов, задающих представление об общем прошлом группы людей.
- Топографическая память — запоминание ориентиров при перемещении и способность мысленно их воспроизводить для ориентирования на местности.
Совокупность различных видов памяти отвечает за то, что игроки называют «чуйкой» — интуицию. По сути, это явление представляет собой автоматическое моментальное фоновое сопоставление деталей ситуации, в которую попал человек, с его опытом и вынесении оперативного суждения по необходимым действиям.
Проявления интуиции ощущаются по-разному в зависимости от индивидуального опыта человека. Одни чувствуют опасность неясного характера на животном уровне. Другие чувствуют диссонанс между тем, что им показывают, и своими ощущениями — то есть они испытывают не те чувства, реагируют не тем образом, которым от них ожидается в сложившейся ситуации. Похожим образом Тимофей «Trueteller» Кузнецов воспринимает нарушение ритма за столом:
Вообще я не музыкант, но в покере я чувствую ритм. Когда ты синхронизируешься с ритмом, то лучше понимаешь частоты. [...] Если кто-то блефует 30% или 15% времени, я интуитивно чувствую это, а другие нет.
Я думаю, чувство ритма за столом немного связано с памятью. Просто во время раздачи чувствуешь, как будто что-то идёт не так. Как будто за столом есть один общий ритм, и ритм оппонента из него выбиваться. Если кто-то блефует слишком часто, он как будто "звучит в ритме 150 ударов минуту", и я слышу это. А, например, рядом может сидеть спокойный игрок. И если он делает какую-то крупную ставку, я выкину потому, что я «не слышал» от него блефового ритма.
Конечно, все перечисленные виды памяти важны для покеристов в той или иной мере, но наиболее значимыми и активно используемыми во время игры можно считать три.
Образная фотографическая память
Пожалуй, самая полезная для игроков — она позволяет запоминать общий «вид» чего-то, а не подробное текстовое описание, быстрее извлекать информацию при возникновении ассоциаций и проще ориентироваться в воспоминаниях. Брин Кенни, который убеждён во владении хорошей фотографической памятью, описывает её пользу так:
Фотографическая память очень помогает мне в покере. Я запоминаю карты в лимитных играх. Более того, я запоминаю все раздачи, которые я играл против конкретного оппонента. Как будто база раздач всегда подгружена в мою голову.
При развитой фотографической памяти игрок способен визуализировать ренджи из солвера без необходимости детально вспоминать словесное описание тех или иных действий. Картинка буквально выскакивает перед внутренним взором и обрабатывается гораздо легче, чем внутренний монолог с описанием той же информации.
Процедурная память
Развитые мышечная и моторная память позволяют покеристам автоматизировать движения тела и связанные с ними решения, чтобы экономить время на действиях и при этом минимизировать выдачу теллсов.
Одним из мастеров процедурной памяти в покере по праву может считаться Фёдор Хольц — практически с самого начала своей карьеры он поставил цель избавить себя от необходимости задумываться над тем, какое действие нужно принимать в зависимости от обстоятельств:
Я не хотел думать о каких-то мелочах, поэтому довёл до автоматизма и зафиксировал процесс взятия карт со стола и беглого осмотра, время для каждой ставки и всё остальное. Другие игроки давали очень много информации таким образом — по тому, как они брали карты, как менялись их лица даже при беглом взгляде на долю секунды, как они действовали со своими фишками можно было понять, хорошая рука и комбинация или нет. Я не хотел давать такую информацию.
Для онлайн игроков такой автоматизм тоже важен, поскольку он позволяет не загружать мозг размышлениями в одних и тех же ситуациях, а быстро принимать решения и двигаться к тем раздачам, где действительно нужно подумать.
Эмоциональная память
Поскольку она отвечает за фиксацию того, что вас радует или огорчает, эмоциональная память может быть использована для самоанализа при возникновении тильта. Для этого можно следовать инструкции Фила Гальфонда из гайда по работе с негативными эмоциями — обратитесь к своей памяти и ответьте на вопросы:
- Почему у вас возникают неприятные эмоции — что их вызывает?
- Какие именно эмоции вы испытываете — действительно ли они негативные или среди них есть смешанные / нейтральные?
- Что усиливает вашу эмоциональную реакцию — какие факторы добавляют ей глубины и длительности?
- Что вы можете сделать, чтобы устранить причину реакции?
- Нужна ли вам помощь психолога или ментал-коуча для работы со своим самочувствием?
Чем чаще вы будете проходить этот путь при столкновении с различными эмоциями, тем быстрее ваша память научится не только сама отвечать на эти вопросы без траты времени вами на это, но и вам станет легче контролировать тильт и обнаруживать его признаки вместе с потенциально неприятными ситуациями на ранних этапах.
Ловушки работы памяти
На 2024 год в психологии выделяют 60 типов когнитивных ошибок, которые касаются работы памяти. Из них 59 представляют собой непосредственное искажение механизма запоминания и воспроизведения, но только одна — неправильную атрибуцию памяти, то есть неверное определение источника воспоминания при обращении к нему.
Неправильная атрибуция памяти делится на четыре основных подтипа:
- Криптомнезия — когда человек не может с уверенностью определить, является его воспоминание отображением реального события, плодом воображения или описанием чужого опыта.
- Ложные воспоминания — когда человек принимает продукты своего воображения за реальные воспоминания.
- Ошибка источника — когда в реальные воспоминания ретроспективно встраивается информация, которой человек изначально не знал, но получил откуда-то постфактум и занёс в память как собственное воспоминание.
- Внушение — когда человек встраивает в свою память никогда не происходившие вещи или искажает реально происходившие с ним события под воздействием другого человека или группы людей. Например, в разговоре собеседник предполагает, что ваше поведение объяснялось определёнными факторами — и вы встраиваете их в вашу память, принимая как факт, хотя в реальности имели другую мотивацию.
Из остальных 59 типов когнитивных ошибок памяти интерес для покеристов представляют пять:
- Кажущееся постоянство — воспоминание о поведении человека в прошлом как аналогичное текущему или близкое к нему. Например, встретившись с агрессией оппонента в раздаче, вы ретроспективно подстраиваете воспомнинаия о его действиях до этого как имеющие агрессивный компонент.
- Предвзятость подтверждения — интерпретация и искажения воспоминаний о прошлом таким образом, чтобы они подтверждали текущие убеждения и взгляды. Например, посчитав повторяющиеся действия оппонента в паре раздач за устойчивый паттерн, вы перестраиваете воспоминания таким образом, чтобы подтвердить этот вывод.
- Иллюзорная корреляция — усиленное воспоминание о связи между событиями, которые или не связаны вовсе, или имеют гораздо более слабую связь, чем вам кажется. Например, если вы встречаетесь за столом с бразильцем, который играет лузово, то под действием этого искажения начинаете воспринимать всех бразильцев как лузовых игроков. Иначе говоря, нахождение за столом под каким-то флагом начинает для вас коррелировать со стилем игры на основе стереотипа, сформированного на ошибке памяти.
- Негативная предвзятость — акцентированное сильное воспоминание о неприятных событиях и восприятие их значимости как более высокой, чем от нейтральных или позитивных воспоминаний. Например, бэдбиты и кулеры воспринимаются как более негативные события, которые сильнее влияют на настроение, чем удачно сыгранные раздачи.
- Эффект прожектора — интерпретация воспоминаний таким образом, что человек преувеличивает для себя значимость и заметность его действий для окружающих. Например, вам может казаться, что оппоненты в конкретном турнире внимательно следят за каждым вашим действием и учатся по ним понимать, с чем и как вы играете, когда в реальности им нет до вас никакого дела.
Знание об этих и других ошибках памяти позволяет лучше анализировать себя и отслеживать, когда они мешают вам адекватно оценивать ситуацию. Если вы наблюдаете у себя признаки каких-то когнитивных искажений, работа с психологом или ментал-коучем может помочь избавиться от них или хотя бы научиться идентифицировать их и брать под контроль.
Можно ли улучшить память для игры в покер?
Краткий ответ: нет, только для игры в покер улучшить память невозможно, поскольку наш мозг не специализирует работу механизма фиксации опыта таким образом. Однако, вы можете улучшить память как неотъемлемую часть работы мозга в целом — для этого достаточно следовать четырём научно подтверждённым рекомендациям из гайда Университета Святого Августина в США:
- Регулярно подвергайте себя аэробной кардио нагрузке. Исследования показывают, что этот тип упражнений положительно влияет на часть головного мозга гиппокамп, который отвечает за словесно-логическую память и способность к обучению. Кардио нагрузка также способствует насыщению всех тканей тела кровью и кислородом, что в целом улучшает здоровье и когнитивные способности.
- Ограничьте стресс и медитируйте. Гормоны стресса и повышенная психологическая нагрузка изнашивают нервную систему, снижая её устойчивость к дальнейшему получению стресса и способствуя ухудшению работы механизмов памяти. Медитация же показывает положительные результаты в снижении стресса и улучшении детализации запомининия повседневных событий.
- Высыпайтесь. Регулярный качественный сон в достаточном объёме критически важен для работы памяти, поскольку во сне ваш мозг производит обработку и сортировку воспоминаний за день. При недостатке сна вы не только теряете способность поддерживать фокус внимания, но и нарушаете работу механизма памяти, из-за чего мозг теряет часть воспоминаний.
- Ограничьте потребление алкоголя. Будучи наркотическим токсическим веществом, алкоголь отравляет и убивает клетки мозга, нарушая целостность нервной системы. Регулярное употребление алкоголя даже в небольших дозах, а также ситуативное употребление большого объёма приводит к ухудшению как кратковременной, так и долговременной памяти, выпадению воспоминаний и развитию трудностей с построением ассоциаций.
Что касается более быстрого и глубокого запоминания информации, для этого существуют восемь основных «техник» — их можно найти в упомянутом выше гайде:
- Организуйте информацию. Разбивайте крупные объёмы данных на небольшие кусочки, объединённые общей тематикой. Например, разбейте стратегию игры префлоп на тематические блоки по позициям.
- Создавайте ассоциации. Связывайте текстовую информацию со звуковым или визуальным образами — для этого вам нужно создать любую работающую для вас ассоциативную цепочку между элементами.
- Используйте визуальные подсказки. Графики, таблицы, чарты, практически любая инфографика и картинки запоминаются лучше, чем текст. Постарайтесь создавать для себя визуализацию при обучении на подобие того, как солвер выдаёт вам ренджи.
- Записывайте информацию. Ручное письмо улучшает запоминание данных, причём показывает гораздо большую эффективность чем печать.
- Проговаривайте информацию вслух. Так вы задействуете не только глаза для ввода данных, но и речевой и слуховой аппараты. Научные исследования показывают, что их вовлечение улучшает долговременную память и облегчает извлечение воспоминаний.
- Повторяйте информацию. Делайте это снова и снова, пока она не отложится у вас в голове, и не стесняйтесь периодически освежать воспоминания.
- Применяйте данные на практике. Изучение теории даже при многократном повторении показывает меньшую эффективность в запоминании информации, если та не реализуется на практике.
- Пользуйтесь мнемоникой. Акронимы (аббревиатуры, произносимый как одно слово), акростихи (послания из первых букв строк в строфе стихотворения), стихи и подобные инструменты позволяют быстрее вспоминать даже сложные вещи. Кстати, покерное сообщество довольно активно использует акронимы — ЛАГ как лузово-агрессивный игрок, ХОРСЕ как Холдем, Омаха, Разз, Стад и Стад 8 or Better, и так далее. Вы можете создать собственные по аналогии.
Кстати, благодаря мнемонической технике улучшил эффективность запоминания информацииь, например, Сергей «Jayser1337» Левченко — он рассказал об этом на подкасте The Mechanics of Poker так:
Я брал тренировки по мнемонике и многому научился за 20 часов. К сожалению, 90% усвоенных знаний бесполезны в покере. Но даже оставшихся 10% было достаточно, чтобы улучшить мой скилл. Мнемоника — совокупность приёмов и способов запоминания информации. Я могу запоминать много бесполезной информации. Например, на последнем занятии нам нужно было запомнить 200-значное число за 20 минут, а затем повторить его. Звучит круто, но навык абсолютно бесполезный.
Самый полезный навык мнемоники — визуализация. С её помощью я превращаю цифры в картинки, а картинки в истории. Так я научился «видеть» диапазоны. Я представляю, как диапазоны Flopzilla висят на стене. Это лучше помогает мне понять игру и почувствовать диапазоны.
На что покеристу не стоит тратить память?
Одна из самых бесполезных загрузок для памяти игрока — запоминание решений солвера для как можно большего числа ситуаций.
Во-первых, покер настолько вариативен, что запомнить всю информацию в её разнообразии человеческий мозг попросту не может.
Во-вторых, из-за склонности памяти к искажению, запоминание большого объёма информации такого рода создаёт ложные варианты решений вследствие наложения данных друг на друга.
Виктор "Enlight" Кудинов предлагает вместо этого запоминать паттерны и причинно-следственные связи для дальнейшего применения в раздачах:
Лучше понять, почему солвер играет именно так, чем просто запоминать решения. Если ты понимаешь, как играет машина, то сможешь лучше разыгрывать споты, которые никогда не рассчитывал. Через понимание механики принятия решения солвером изучать покер гораздо интереснее. Понимание механики принятия решения приносит больше счастья, чем запоминание самого решения.
С ним солидарен и более категоричный Ченс Корнут, который считает попытки запоминать солверные решения не просто тратой времени, но и способом остановить своё развитие в игре:
В любой раздаче существует бесконечное количество различных ситуаций. Пытаться запоминать все специфические ситуации и солверные решения — застрять в обучении.
Солверные решения основаны на игре против компьютера, но не человека. Люди не играют близко к GTO. Люди следуют тенденциям в игре, которые можно эксплойтить. Игра в эксплойт требует больших отклонений от солверных решений.
Ищите другие статьи совместного проекта на сайте Покерофф по тегу #Спецпроект ПокерОК.
Ищите сделку?
Свяжитесь с нашим VIP-консультантом!