«В Республике Беларусь начали приходить письма из налоговой пользователям системы с требованием уплатить подоходный налог 13% с оборота по счету Epayments» — сообщение такого содержания появилось на форуме searchengines. Параллельно в специализированных Телеграм-каналах появляются предупреждения о том, что «ePayments хотят лишить лицензии» и вообще пора выводить все бабки. Разбираемся, реально ли ePayments разглашает информацию о своих пользователях третьим лицам, в связи с чем был поднят весь этот хайп и действительно ли стоит переживать по поводу средств на счету ePayments.
Почему пользователи выбирают ePayments?
ePayments — сервис приёма и отправки денег, по сути, небанковская кредитная организация. ePayments работает в соответствии с законодательством Великобритании, надзор за деятельностью компании осуществляет Financial Conduct Authority (FCA также является надзорным органом для Skrill).
Главная фишка, почему пользователи выбирают ePayments, это Mastercard. Компания отправляет физические карты Mastercard по всему миру. До недавнего времени ePayments доставляли карты в Беларусь и Россию, однако сейчас при попытке заказать карту на сайте появится объявление: «К сожалению, мы не можем доставить карту в эту страну».
Почему поднялся хайп по поводу ePayments?
На форуме «searchengines», посвященному интернет-маркетингу, пользователь под ником «NikonovDenis» задал вопрос о том, что в Беларуси начали приходить письма из налоговой с требованием уплатить 13% подоходный налог с оборота денежных средств. И что налоговая служба с середины 2019 получает информацию по всем операциям по кошельку клиента.
На этот вопрос представитель ePayments не ответил. Затем сообщение перекочевало на другие форумы (onliner) и Телеграм-каналы, чем вызвало резонанс.
Действительно ли ePayments сливают информацию о пользователях налоговикам?
Новость вокруг ePayments — яркий пример того, как из шума может родиться мощный хайп.
Во-первых, у первоисточника лишь одно сообщение на форуме и репутация 10 (минимальная для новичка). Скорее всего, ключ скрыт в ошибке пользователя, а не в косяке системы.
Во-вторых, Телеграм-каналы начали перепечатывать эту новость, добавляя новые факты. Вот пример такой новости:
В этой новости есть несколько неточностей, ошибок и уловок:
- Не указан источник (просто поступает информация).
- «Народ начал жаловаться, что стали приходить письма» — один человек не есть народ. Новость преувеличена.
- Слово «Внимание!» заставляет читателя тревожиться (невольно вспоминается обращение Левитана: «Внимание, Говорит Москва!»).
Но, справедливости ради, ближе к концу новости указано, что информация не проверена. Правда, затем добавлено личное отношение автора: пойду и обналичу.
Что говорят ePayments?
Мы задали вопрос об этой ситуации службе поддержки ePayments через тикеты, однако пока не получили ответа. Но в разделе «Наиболее часто задаваемые вопросы» есть похожая тема:
Аналогично несколько раз на форумах представитель компании отвечал, что компания не передаёт информацию о клиентах третьим лицам.
ePayments действительно не подпадает под юрисдикцию Беларуси и любой другой страны, кроме Великобритании, поэтому имеет полное право игнорировать или отказывать в предоставлении информации о своих пользователях. Это банковская тайна, и она так работает.
Вброс засчитан
Ситуация больше похожа на вброс. Или, что более вероятно, вместо расчёта картой или обналичивания средств в банкомате, пользователь просто делал международные переводы на свою карту. Такие переводы отслеживаются банками, а затем информация передаётся в налоговые органы.
Update (12.02): c 11 февраля все транзакции в системе ePayments приостановлены, подробности в отдельном материале в самое ближайшее время.
Подписывайтесь на Покерофф в Телеграм и читайте объективные новости первыми.