20 января СМИ по всему миру запестрели тревожными новостями на общую тему: Центробанк России собирается запретить криптовалюту. Старт этой буре положила неподтвержденная информация из отчёта Bloomberg — ФСБ «продавил» идею председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной, поскольку криптовалюты позволяют людям безопасно финансировать оппозицию.
В тот же день на Ютубе прошла трансляция пресс-конференции директора Департамента финансовой стабильности Банка России Елизаветы Даниловой, на которой она постаралась прояснить позицию и планы ЦБ РФ, представив доклад «Криптовалюты: тренды, риски, меры».
В это статьей редакция Покерофф — абстрагировавшись от политической стороны дела — представляет вам краткую выдержку из 37-страничного доклада и пресс-конференции по нему, мнения компетентных людей и ситуацию с регуляцией криптовалют на конец января 2022.
Регуляция криптовалют в России 2022 года
1 января 2021 вступил в силу закон №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Благодаря ему в юридическом поле страны появилось чёткое разделение между понятиями «цифровая валюта» и «цифровой финансовый актив». Если упростить довольно многословные формулировки закона, то получится следующее:
- Цифровая валюта — это совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые не являются денежной единицей какой-либо страны или международного пространства и при этом могут использоваться для совершения транзакций, платежей и инвестирования;
- Цифровые финансовые активы — это цифровые права (денежные требования, ценные бумаги, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и подобное), выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационные системы, в том числе на основе распределенного реестра.
Главное отличие цифровой валюты от цифрового финансового актива — отсутствие у первой лица, имеющего обязательства перед каждым обладателем таких электронных данных (кроме оператора и узлов информационной системы, через которых проходят цифровые валюты). Из-за этого оборот цифровой валюты проще — он не требует ни особых форм налоговой отчётности, ни заполнения специфической документации для приобретения.
При этом закон фиксирует налоговые обязательства для владельцев криптовалют в случае, если сумма поступлений и списаний за календарный год превышает ₽600К рублей или эквивалент в другой валюте:
- Отчитываться по всем операциям с ними;
- Отчитываться об остатках на счетах;
- Уплачивать подоходный налог по форме 3-НДФЛ в размере 13%.
Неисполнение перечисленных обязательств может повлечь за собой штрафы в следующих размерах:
- За несвоевременную или недостоверную подачу декларации — 10% от самой большой суммы поступления или списания цифровой валюты за отчетный период;
- За неуведомление налогового органа об операциях с криптовалютами в установленный срок — ₽50К;
- За неуплату или неполную уплату налога с операций с криптовалютами — 40% от суммы неуплаченного налога.
За год с момента вступления закона в силу, Центробанк и Налоговая служба РФ время от времени «сливали» дополнительную информацию о планах к нему — например, отслеживать все операции по банковским картам и счетам, которые происходят между физлицами, а также контролировать все криптовалютные потоки, которые проходят через банки. Но фактических изменений в регулировании пока принято не было. Кроме того, даже реализация ожидаемых инструментов, которые могли бы упростить владельцам криптовалют подачу отчётности, не была выполнена в полной мере. Например, ФНС РФ так и не добавила в личный кабинет налогоплательщика категорию дохода «Криптовалюты» для подачи отчётности, да и порядок высчитывания дохода для уплаты с него налога при условии падения курса власти так официально и не утвердили.
На фоне очевидной «сырости» регулирования оборота крипты, новость о докладе по теме вызвала у людей живой интерес.
Доклад ЦБ РФ о криптовалютах: главные идеи
Елизавета Данилова начала своё выступление по докладу с утверждения о том, что популяризация криптовалют несёт всё больше рисков, из-за чего одного мониторинга ситуации властям уже недостаточно. Основная тема доклада — угрожающий характер стейблкоинов и необеспеченных криптовалют, а также меры их мониторинга и контроля. ЦБ РФ выбрал именно стейблкоины и крипту, потому что они «в первую очередь используются в нелегальной деятельности» — в отличие от цифрового рубля (которого ещё нет), электронных денег и токенизированных активов.
Ниже мы разбили на три блока примечательные моменты доклада и ответы Даниловой на вопросы журналистов после выступления. Полный текст доклада вы можете прочитать на сайте Центробанка РФ.
Распространение криптовалют несёт угрозу обществу
Докладчица выделила отдельно три типа основных угроз, которые криптовалюты несут социуму:
Угроза для благосостояния граждан — люди завышают ожидания от вложения в криптовалюты, зачастую теряя свои или заёмные активы из-за нестабильности курса или провала какого-либо криптовалютного проекта. При этом большие объемы криптовалют находятся в руках малого числа людей, что создаёт высокие риски манипуляций на рынке.
ЦБ РФ придерживается позиции, что рыночная стоимость криптовалют в основном определяется спекулятивными факторами, из-за чего они сохраняют высокий риск глобального запрета или сильного ограничения использования, что ударит по кошелькам обычных пользователей.
Также, по мнению Центробанка, одной из угроз крипты является высокая частота мошенничества и киберугроз. По данным доклада, в 2019 и 2020 годах объемы хищения криптовалют по всему миру составили 2.1% и 0.6% от среднегодовой капитализации рынка. Интересно, что статистики по РФ в докладе представлено не было — на 25-странице ЦБ РФ сравнивает приведённые выше проценты с долей операций по переводу денежных средств в 2020 году без согласия клиента, указывая в сноске, что не обладает подходящей статистикой для сравнения по ключевому показателю — среднегодовой капитализации рынка.
При этом Центробанк ожидает падения спроса на криптовалюты в России в долгосрочной перспективе — это должно случиться, после выхода в оборот цифрового рубля и усиления ограничительных мер иностранных регуляторов.
По словам докладчицы, даже стейблкоины могут нанести ущерб благосостоянию граждан, поскольку пул их активов не принадлежит человеку и нет гарантии их погашения по номинальной цене. Интересно, что в описании угроз от стейблкоина, Данилова использовала слова «сомнительно» и «могут», что указывает на отсутствие достоверных фактов под приведенными выводами.
Угроза для финансовой стабильности, в первую очередь, связана с подрывом денежного обращения в фиате. ЦБ РФ считает, что оборот криптовалют снижает объемы финансирования реального сектора экономики и потенциал её роста в целом, а также ведёт к оттоку капитала из страны и снижению финансовой устойчивости банков на фоне перехода средств из банковской системы в блокчейн.
Основная мысль Даниловой: рост оборота криптовалют ведёт к увеличению инфляции в стране, при этом лишая ЦБ возможности безболезненно регулировать экономику, для компенсации чего властям придётся повышать процентные ставки.
Финансирование нелегальной деятельности — поскольку, по словам Даниловой, пока не существует способа деанонимизировать участников криптовалютных транзакций, они не только широко используются для проведения платежей участниками нелегальной деятельности, но и затрудняют работу правоохранительных органов. В этом разделе, как и в предыдущем, не было приведено никакой статистики или ссылок на исследования, которые показали бы реальный или хотя бы приблизительный объем оборота «преступной» части криптовалютного рынка — в тексте лишь бездоказательно указано, что «в последние годы криптовалюты (в частности, Bitcoin) используются на всех стадиях преступной деятельности» (страница доклада 27).
К прочим рискам и проблемам криптовалют Данилова отнесла также негативное влияние на экологию, энергообеспечение и смежные рынки. Здесь не было никакой новой информации, однако, докладчица несколько раз делала упор на вредоносность майнинга, плавно подведя доклад к дополнительным мерам по урегулированию криптовалютного рынка.
Центробанк хочет ввести дополнительное регулирование крипты
Данилова озвучила главные меры, которые ЦБ РФ предлагает принять для улучшения контроля за оборотом крипты:
- Запрет на использование криптовалют в качестве средства платежей в РФ;
- Запрет на вложение финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними инструменты;
- Запрет на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютой;
- Запрет на организацию выпуска и обращения криптовалюты на территории страны — в этот раздел вошло создание криптобирж, криптообменников и P2P-платформ в РФ;
- Введение ответственности за нарушение перечисленных запретов.
Кроме запретов, ЦБ РФ предложил закрепить систему обмена информацией о криптовалютных транзакциях россиян на зарубежных площадках, в том числе с регулярным получением информации от иностранных платёжных систем, а также наладить перекрёстное информирование между ФНС, Росфинмониторингом и Банком России.
Ответы ЦБ РФ на вопросы журналистов по докладу
Интерфакс: «Вы предлагаете ответственность за нарушение ряда операций. Административную или уголовную? Какой орган будет уполномочен следить за операциями по криптовалюте? Не боитесь ли вы, что эти средства утекут в иностранные юрисдикции из-за запрета на владение ими в РФ?»
По ответственности — это могут быть штрафы, но вопрос подлежит обсуждению.
О том, кто будет уполномоченным органом, готового ответа нет — мы предлагаем начать обсуждение этого вопроса.
По последнему — мы не предлагаем ввести запрет на владение криптовалютами со стороны граждан и они могут делать это в том числе и в иностранных юрисдикциях, хотя там повышенные риски. Но мы считаем очень важным ввести запрет на использование российской финансовой инфраструктуры для приобретения криптовалют, поскольку это позволит снять существенные риски и снизить популярность криптовалют среди россиян.
Повторю ещё раз: законодательных ограничений, запретов для россиян на владение криптовалютой не планируется. Только на использование российской инфраструктуры.
Газета.ру: «Насколько близка к правде версия о том, что именно ФСБ пролоббировала решение о новых запретах?»
Банк России достаточно давно говорил о том, что мы считаем высокими риски криптовалют и скептически относимся к развитию этого рынка. Такова наша позиция. При этом нам приятно, если другие органы власти также её разделяют, и наш доклад является отправной точкой для обсуждения в данном направлении.
Рейтер: «Насколько вероятен запрет майнинга в России? Поддерживают ли его введение Минфин и другие ведомства?»
Мы пока не обсуждали этот доклад с другими ведомствами. Мы будем обсуждать эти предложения с рынком, правительством и другими службами в ближайшее время.
РБК: «Планируются ли санкции ЦБ в отношении бизнеса с российскими корнями, который работает с криптовалютой за границей? И второй вопрос: пока операции по купле и продаже криптовалют не запрещены, но стоит ли людям ожидать массовых блокировок со стороны банков на переводы в адрес криптообменников в настоящее время?»
По первому вопросу — Банк России имеет компетенцию ограничивать операции на российском финансовом рынке в отношении наших поднадзорных финансовых организаций. То, что происходит на иностранных биржах, находится вне сферы нашего влияния. Мы не можем штрафовать компании в данном случае, но считаем, что для российских финансовых организаций криптовалюты несут повышенные финансовые риски, поэтому должен быть введён запрет.
По второму вопросу — сейчас мы видим повышение числа операций по приобретению криптовалют с помощью P2P-переводов и уже воздействуем на эту проблему. В сентябре 2021 были выпущены методические рекомендации, которые как раз дают банкам информацию о том, как отслеживать и останавливать такие переводы, чтобы снизить риски приобретения криптовалюты таким образом. Это находится в нашей компетенции и совместно с финансовыми организациями мы будем ограничивать подобные переводы.
ТАСС: «Какие законодательные изменения потребуются для введения перечисленных мер и сколько времени это займёт?»
Потребуются изменения в федеральном законодательстве, сейчас они находятся на стадии проработки и в ближайшие месяцы будут готовы.
Мнение Павла Дурова о докладе ЦБ РФ
Во время выступления Даниловой и после него Интернет забурлил в обсуждениях, а инфлюэнсеры и компетентные люди стали высказывать своё мнение по поводу предложений ЦБ РФ.
Особенно объемный комментарий дал Павел Дуров — в своём Телеграм-канале он написал, что введение подобных мер приведёт к оттоку IT-шников из страны и уничтожит ряд отраслей высокотехнологичной экономики:
Ни одна развитая страна не запрещает криптовалюты. Причина: такой запрет неизбежно затормозит развитие блокчейн-технологий в целом. Эти технологии повышают эффективность и безопасность многих видов человеческой деятельности — от финансов до искусства.
Решения на базе распределенных реестров, использующих в качестве единиц расчета криптовалюты, приходят на смену отживающим свой срок централизованным финансовым системам второй половины XX века.
Россия сегодня — один из лидеров по количеству высококлассных специалистов блокчейн-индустрии. [...] Рекомендуя наложить тотальный запрет на криптовалюты, ЦБ РФ предлагает выплеснуть с водой и ребенка. Такой запрет едва ли остановит недобросовестных игроков, но поставит крест на легальных российских проектах в этой сфере.
Как повлиять на решения ЦБ РФ по поводу криптовалют?
До 1 марта 2022 года Центробанк собирает комментарии по проведённому докладу через три электронных почты:
- mmm1@cbr.ru;
- bondarenkooy@cbr.ru;
- burkovayua@cbr.ru.
Если вы хотите поделиться своими мыслями с ЦБ РФ и предложить им более адекватные и удобные меры по работе с криптовалютами, не стесняйтесь писать на перечисленные адреса.
В конце доклада Центробанк оставил список вопросов, по которым будет консультироваться с компетентными людьми и органами:
- Согласны ли вы с приведенным перечнем рисков и угроз, связанных с криптовалютами?
- Отмечаете ли вы дополнительные риски или угрозы?
- Поддерживаете ли вы вывод доклада о том, что оптимальной стратегией регулирования является запрет использования российской инфраструктуры и посредников для операций с криптовалютами, а также инфраструктуры, обеспечивающей выпуск, обращение и обмен криптовалюты?
- Какие аргументы могут указывать на необходимость еще более жесткого варианта регулирования (например, аналогично опыту Китая)?
- Какие потенциальные проблемы вы видите при реализации предложенного подхода к регулированию криптовалют?
- Какие меры, по вашему мнению, могут повысить эффективность мониторинга рынка криптовалют?