Вторая половина апреля 2022 началась сразу с двух важных для криптоэнтузиастов России новостей: доработки Минфином РФ законопроекта о майнинге и обороте и внесения в Госдуму РФ нового законопроекта по изменению налогообложения криптовалют. Мы заглянули в оба законопроекта, чтобы рассказать вам о самых интересных деталях.
Почему Центробанк РФ выступает против легализации криптовалют?
Какие налоги Госдума РФ хочет ввести для криптовалют
14 апреля на сайте Госдумы РФ тихонечко появился законопроект от Комитета по бюджету и налогам, который предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс страны. Текст документа занимает 69 страниц, но реально полезной и важной информации там совсем немного.
Самое главное — Госдума предлагает утвердить размер налогов на доходы для организаций и людей, владеющих цифровыми правами:
- 13% — для российских организаций, граждан и резидентов РФ;
- 15% — для иностранных компаний.
При этом если раньше в госструктурах РФ шло обсуждение введение налога на добавленную стоимость (НДС) для операторов цифровых услуг, то в новом законопроекте предусматривается освобождение от НДС для всех операций, кроме консультаций.
Кроме того, законопроект даёт определение налоговой базе для цифровых финансовых активов (ЦФА) — под ней будет пониматься «стоимость цифрового актива, имущественные права на который передаются во время транзакции». При этом финансовый итог будет считаться по дате выплаты дохода, так что налоговая база может быть уменьшена в случае убытка по итогам операции с ЦФА.
Интересно, что при реализации цифровых прав, включающих одновременно токенизированные ценные бумаги и утилитарные токены (дающие доступ к сервисам и продуктам какой-то сети), налоговая база будет определяться иначе — как разница между ценой реализации и приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога.
Регулирование майнинга и оборота крипты глазами Минфина РФ
Об изменениях в законопроект Минфина «О цифровой валюте» первым сообщил Коммерсантъ, которому удалось получить доступ к актуальной версии текста. Среди мелочей, вроде закрепления терминологии для сферы, в этом законопроекте появилось несколько сомнительных планов.
Так, цифровую валюту предварительно могут принять в качестве средства платежа, «не являющегося денежной единицей РФ». Это значит, что крипто и другие цифровые валюты никогда не будут эквивалентны рублю на рынке — более того, их дальнейшее введение в стране без серьёзного изменения законодательства будет запрещено на законодательном уровне.
Кроме того, цифровые валюты предполагается разрешить использовать как средство для инвестиций, но только при условии отсутствия «обязанного лица». В экономике «обязанным» считается юридическое или физическое лицо, которое имеет какие-либо обязательства по ценной бумаге перед её владельцем. С одной стороны, в ситуации с криптовалютами такое практически невозможно, ведь у них нет единого владельца. С другой стороны, для некоторых криптовалют всё не так однозначно — например, у стейблкоинов USDT и USDC есть формальные компании-владельцы бренда. Хотя на сайте того же Tether указано, что обязанного лица их криптовалюта не имеет, российские правоприменители воспринимают это иначе. Если данный аспект не будет уточнён Минфином, то при принятии закона россияне рискуют потерять возможность легально инвестировать в некоторые — в том числе очень популярные — криптовалюты.
Ещё один интересный аспект законопроекта от Минфина — закрепление жёстких требований для операторов обмена цифровых валют и цифровых торговых платформ. Согласно тексту законопроекта:
- Организовать оборот виртуальных валют — осуществлять куплю/продажу «от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен» — смогут только операторы обмена, капитал которых составляет не менее ₽30М;
- Проводить организованные торги смогут только операторы цифровых торговых платформ, капитал которых составляет не менее ₽100М.
При этом операторы должны будут входить в специальный реестр, их деятельность будет лицензироваться и контролироваться уполномоченным органом. Операторов планируют обязать ежедневно создавать резервную копию информации по торгам и вести собственные реестры — в них будут вносить всех владельцев цифровых валют.
Более того — претендовать на роль любого оператора смогут только российские юрлица. Иностранным криптовалютным компаниям — биржам, обменникам и иным платформам — позволят работать только при получении государственной лицензии и создании «хозяйственного общества». Вероятно, первой криптобиржей, которая получит гослицензию РФ, будет Binance — слухи об этом ходят последние пару лет. При этом интересно, что 16 апреля — на следующий день после «утечки» текста законопроекта Минфина — CEO биржи Чанпэн Чжао опубликовал у себя твит об этом, который позднее удалил. Но мы сохранили скриншот.
Примечательно, что в тексте законопроекта нет прямого запрета для граждан на использование иностранных криптовалютных бирж. Зато есть запрет на покупку и продажу цифровых валют без прохождения идентификации. В поддержку этого запрета криптовалютным площадкам, которые решат легально работать в России, не позволят оказывать услуги без верификации каждого россиянина, при этом их обяжут сообщать Росфинмониторингу обо всех подозрительных операциях. «Подозрительность» будет оцениваться по критериям, введённым Центробанком и Минфином.
Кстати, операции с фиатом между гражданами и криптовалютными площадками можно будет проводить только через банки с помощью банковского счёта — иные способы, например, платёжные системы вроде Skrill, NETELLER и других, использовать для этих целей запретят.
Последнее, чем интересен законопроект Минфина — законодательным закреплением и легализацией майнинга на следующих условиях:
- Лицензирование деятельности для юрлиц и ИП;
- Включение лицензированных майнеров в отдельный реестр;
- Предоставление мощностей «Центров обработки данных» (ЦОД) для майнинга только при их нахождении в собственности российских юрлиц.
Физлица при этом смогут майнить без лицензии, если будут соблюдать определённые ограничения — они пока не утверждены.
В целом, по законопроекту создаётся ощущение, что Министерство хочет не просто регулировать криптовалютную сферу, но и полностью её контролировать, при этом игнорируя тот факт, что определённое им количество ограничений только подстегнёт людей оставаться в «серой зоне».