В 2016 году трое учёных из университетов Тулузы и Нанта — Аксель Моро, Анри Шаброль и Эмелин Шошар — опубликовали мета-анализ 17 исследований психопатологии игроков в онлайн-покер, проведённых с 2007 по 2015.
Несмотря на множество проблем и недостатков части процедур, применяемых в этих исследованиях, учёным удалось составить модель устройства психики онлайн-покериста, а также выдвинуть интересную теорию о том, с чем связаны успех в игре и его отсутствие.
В новой статье совместного проекта Покерофф и ПокерОК мы собрали обобщённые выводы мета-анализа — полный текст на английском вы можете прочитать на сайте Национальной лаборатории медицины.
Проблемы исследований с участием покеристов
Несмотря на то, что покерное сообщество по отношению к общей численности населения планеты является достаточно маленьким, проведение исследований с его участием сопряжено с серьёзными трудностями. И, по мнению Моро, Шаброля и Шошар, часть вины за это лежит на самих игроках.
Покеристы боятся осуждения
Покеристы избегают обсуждения и социальной огласки своего увлечения, даже если оно обеспечивает их средствами к существованию. Даже в странах, где азартные игры и покер в частности считаются приемлемым хобби, игроки неохотно афишируют занятость, боясь получить клеймо лудомана или иную форму неодобрения окружающих.
Справедливо отметить, что общество в целом не воспринимает исследования игроков как необходимые и, как следствие, не поощряет их проведение.
Это связано в первую очередь с тем, что увлечение покером воспринимается как выбор, который самостоятельно делает узкая прослойка населения. Соответственно, проблемы и трудности этой прослойки большинством классифицируются как следствие своего выбора. Более того — в части общин покеристов даже приравнивают к курильщикам, алкоголикам и наркоманам, обесценивая необходимость исследования их психики, поскольку они «сами виноваты».
Покеристы не воспринимают исследования всерьёз
Для значительной части игроков участие в исследованиях воспринимается как пустая трата времени. Анализируя исследования и тематическую литературу, учёные не смогли найти ни одного упоминания заинтересованности покеристов в прохождении опросов и экспериментов. Зачастую описанные реакции были связаны с недовольством, раздражением, нежеланием кооперировать с учёными, а также недоверием к ним с точки зрения непредвзятости.
По сути, покеристы не верят, что учёные исследуют онлайн-покер объективно, а не пытаются найти аргументы против него, поэтому отказываются идти на контакт и давать честные ответы.
Покеристы импульсивны
Оценивая отношение игроков к исследованиям, учёные также выделили достаточно распространённую особенность их психики, препятствующую участию: импульсивность.
С точки зрения науки, импульсивностью считается склонность действовать по первому побуждению, без достаточного сознательного контроля, поддаваясь влиянию обстоятельств.
Импульсивные люди испытывают сложности в следовании инструкциям, поскольку их поведение в большей степени определяется не их желаниями и намерениями. Именно это делает участие в исследованиях проблемой, поскольку импульсивные ответы и действия смазывают объективную картину при изучении сознательного поведения.
Кстати, некоторые исследования связывают импульсивность покеристов с наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Подробнее об СДВГ вы можете узнать из историй диагностированных игроков — например, Фёдора «LoremCDMX» Трунцева, Райана «Beriuzy» Чамаса и Патрика «pads» Леонарда.
Кстати, оценить примерный уровень собственной импульсивности можно, пройдя тест к Шкале импульсивности Баррета.
Какие скиллы нужны покеристам для успеха
Поскольку в покере на результат можно повлиять определёнными навыками, для достижения успеха он требует от игроков большей включённости в процесс изучения и тренировок, чем любая другая азартная игра.
В выводах по исследованию самими покеристами выделены четыре типа скиллов, которые способствуют успеху в игре:
- Технические скиллы — освоение правил игры и стратегий для неё;
- Эмоциональные и психологические скиллы — контроль над своим состоянием и анализ поведения оппонентов;
- Финансовые скиллы — правильная оценка финансовых рисков.
Применение данных скиллов невозможно без поправки на психические особенности и обстоятельства жизни игрока. Здесь в дело вступают три фактора, которые мешают достижению успеха:
- Когнитивные искажения — «ловушки» мышления, нарушающие адекватное восприятие картины;
- Внешние мотивы для игры — давление факторов, которые не зависят напрямую от игрока;
- Трудности с определением чувств — проблемы с рефлексией и чёткой дифференциацией своих чувств и ощущений, которые могут приводить к неправильным выводам о них.
Эволюция инструментов для изучения онлайн-покера также принесла некоторые проблемы, связанные с применением и развитием скиллов.
Из-за ухода в большую изоляцию по сравнению с живым покером, у онлайн-игроков наблюдается серьёзный дисбаланс скиллов. В частности, их технические и финансовые скиллы развиваются быстрее и глубже, чем эмоциональные и психологические, так как играя из дома онлайн они не получают информацию «от первого лица». Общение с другими игроками сводится к обмену словами в текстовом формате, лишая онлайн-покеристов необходимости развивать самоконтроль в части выражения эмоций и снижая эмпатию (способность считывать и понимать чувства других людей). Как итог, онлайн-игроки хуже справляются со стрессом, тяжелее переживают его избыток и не умеют адекватно выражать эмоции, а также плохо понимают эмоции и чувства других людей.
Неспособность справляться со стрессом и эмоциями во время игры неизбежно влияет на повседневную жизнь. Например, по опросам Французской службы контроля за онлайн-геймингом, 62% игроков в онлайн-покер признают, что игра негативно влияет на их образ жизнь, а 22% регулярно пренебрегают своими повседневными делами ради неё.
Более того — именно недостаточность эмоциональных и психологических скиллов, а не технических и финансовых, способствуют переходу гемблинга из здорового в проблемный.
Как выглядит здоровый гемблинг?
Слабые места психики игроков в онлайн-покер
Сильные особенности психики онлайн-покеристов мало чем отличаются от обычных людей. Они в среднем легче решаются на финансовые риски и лучше их просчитывают, усидчивы и многозадачны, способны длительное время сохранять концентрацию и ясный ум. Однако, в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя — а в случае с игроками в онлайн-покер их даже четыре.
Склонность к иррациональным убеждениям
Результат тестирования 62 онлайн-покеристов, которые в среднем играли в неделю по 16 часов, привёл учёных к необычному выводу: чем дольше человек играет в онлайн-покер, тем выше для него становится риск появления иррациональных убеждений. Самые распространённые из них:
- Неспособность или невозможность прекратить играть. У непроблемных игроков проявляется в самоубеждении: им нужно играть именно сегодня или продолжать сессию, несмотря на самочувствие.
- Иллюзия контроля. Человек убеждает себя, что может влиять на события, которые в реальности находятся вне зоны его воздействия. Например, на самочувствие или решения оппонентов.
- Ожидание справедливого исхода. «Дистанция всё вернёт» превращается в центральное убеждение игрока, затмевая собой объективные факторы — недостаток скилла, дисперсию, несоблюдение БРМ и так далее. Человек начинает верить, что в покере существует некая «справедливость дистанции», которая рано или поздно будет реализована именно в его сторону.
- Феномен «горячей руки». Человек верит, что после успеха вероятность его повторения в будущих попытках будет выше. Вместе с этим часто ещё и идёт вера в удачу новичка как реально существующую вещь.
Склонность к поиску острых ощущений
По результатам исследований оказалось, что онлайн-покеристы имеют более высокую склонность к поиску острых ощущений, чем средний человек. Эта склонность развивается чаще всего как ответ на повышенную подверженность скуке: игроки быстрее «устают» от одной деятельности, теряют к ней интерес и начинают искать новый источник ощущений. Именно их постоянную смену и приносит онлайн-покер.
В сочетании с упомянутой ранее импульсивностью и когнитивными искажениями эта особенность психики повышает риски неправильных решений для игроков, что может объяснять в том числе постоянное возвращение минусовых покеристов в игру.
Склонность к внутренней атрибуции
Внутренняя атрибуция — это объяснение поведения другого человека его характеристиками. Среди онлайн-покеристов наблюдается склонность поступать подобным образом, игнорируя обстоятельства, в которых человек принимает решение. Яркий пример — оперирование конструкциями типа: «это фиш, поэтому он действовал так».
Интересно, что в паре с этим зачастую наблюдается фундаментальная ошибка атрибуции: свои удачи человек приписывает личным качествам, а неудачи списывает на обстоятельства, но с другими людьми поступает наоборот.
Искажённая самооценка
Интересные выводы получены из сравнительного исследования игроков-любителей и профессиональных покеристов, которое было проведено в 2014. Согласно ему, с точки зрения работы психики покер-про:
- Обладают более высокой самооценкой, вплоть до нарциссизма. Профессионалы зачастую самоутверждаются через покер из-за развития чувства превосходства над «обычными» людьми, поскольку считают свой способ заработка на жизнь элитарным и требующим уникальных навыков;
- Руководствуются мотивами получения удовольствия от игры, которые могут перекрывать объективные факторы против участия в ней;
- Зачастую используют игру как инструмент бегства от реальности.
При этом любители больше склонны «преследовать потери» — возвращаться за столы, чтобы отыграться — поскольку проигрыш уязвляет их эго и толкает к восстановлению справедливости.
Тильт — патология покеристов?
В исследованиях тильт характеризуется как сильное негативное эмоциональное состояние, вызванное элементами игры в покер (например, длительной полосой неудач или бэдбитами). Его основным элементом является потеря контроля, ведущая к снижению качества принятия решений.
Мнения покерных профессионалов про тильт и борьбу с ним
По сути, тильт представляет собой экспрессивную форму фрустрации — негативных эмоций от несоответствия желаний возможностям. Это делает его хоть и резкой, но вполне нормальной и даже здоровой реакцией, если он не мешает обычной жизни.
Опросив игроков об их эмоциональном состоянии и ощущениях, которые связаны с тильтом, учёные выделили три фазы его проявления:
- Диссоциативная фаза — невозможность поверить в случившееся и принять это, чувство нереальности произошедшего;
- Фаза негодования — чувство несправедливости и нечестности случившегося, выражающееся в негативных эмоциях;
- Фаза отыгрыша — стремление восполнить потерю и восстановить справедливость.
Итогом переживания тильта является разочарование в себе, появление вины, тревоги и даже некоторых чувств, ассоциированных с депрессией. Длительный тильт приводит к самокопанию, нарушению сна, закреплению плохого настроения и пессимистического подхода к игре и жизни.
Интересно, что между любителями и профессиональными игроками кардинально различается оценка причин прихода к тильту. Первые чаще связывают его с крупными неудачами (их полосой) или неудовлетворительным поведением оппонентов, а вторые — с плохой игрой как недостаточностью развития определённых скиллов.
Однако, склонность к тильту и тяжесть его переживания напрямую связаны с двумя важными факторами: опытностью игрока и индивидуальными особенностями его психики. Исследования показывают, что более опытные игроки в среднем легче переносят потери, хотя персональная чувствительность к негативному опыту сильно снижает устойчивость к тильту.
При этом любители сталкиваются с тильтом в 5-7 раз реже, чем профессиональные игроки, поскольку для них потери несут меньшую угрозу благосостоянию.
Другие статьи совместного проекта Покерофф и ПокерОК вы можете найти по тегу #Спецпроект ПокерОК.